Декабрь 17

Нарративный перформанс: скрытые смыслы

Итак, я получила первый отзыв о нарративном перформансе «Обретая голос». И он навел меня на определенные мысли о том, что надо бы больше рассказывать об этом действе, что оно собой представляет, чего можно ожидать и в какую сторону имеет смысл посмотреть.

Во-первых, мне стало понятно, что у меня не проработана терминология. Например, как называются роли в перформансе? Мелалика использует названия «ведущий» и «участник», но с моей точки зрения, это не вполне корректно.

Поскольку перформанс является результатом творческого взаимодействия двух людей, сложно сказать, кто из них ведущий (о специфическом распределении власти в перформансе я еще расскажу отдельно, эта тема заслуживает отдельного внимания, с моей точки зрения). Скорее я бы именовала роли в перформансе как «художник» и «рассказчик».

Во-вторых, мое внимание привлек утилитарный подход к перформансу. Я вообще согласна, что искусство должно служить людям, и мне кажется, это хорошо, когда можно поговорить и поспорить об утилитарной функции искусства. С помощью этого перформанса действительно можно решить очень много насущных задач: выговориться, решить или хотя бы очертить какую-то проблему или круг проблем, подготовить речь или даже написать текст на сайт.

Я уже писала о том, что данный перформанс является результатом сотворчества художника и рассказчика, и я склонна рассматривать содержание, которое рассказчик решил разместить и развернуть в пространстве перформанса, как часть художественного замысла. Но вот когда я прочитала отзыв, для меня из него следовало, что есть какое-то имплицитное подразумевание, будто перформанс предназначен для решения проблем. И у меня возник вопрос, а так ли уж свободен был рассказчик в своем творческом самовыражении? Был ли он в достаточной мере информирован о том, что возможно реализовать в пространстве перформанса, видел ли он пространство собственного выбора?

В-третьих, я сейчас много думаю о том, как в ценностном плане для меня соотносится сам процесс перформанса и тот материальный объект, который создается в этом процессе творческого взаимодействия рассказчика и художника, — записанный от руки текст. И думается мне, что акценты здесь тоже могут быть расставлены по-разному в зависимости от авторской позиции того, кто высказывает свое мнение. И снова у меня здесь возникает вопрос, насколько сильно на эту авторскую позицию влияют общественные стереотипы, отдающие приоритет материальному объекту перед нематериальным взаимодействием, мыслями, чувствами, ощущениями переживаниями в процессе и т. д.

И я также понимаю, что для кого-то текст может быть важнее часа внимательного и вдумчивого проживания всего того, что остается между строк (и если в обычной жизни мы можем быстро проскочить по тексту, то записываю я, например, не очень-то быстро, так что процесс записывания сопряжен с паузами, в которых могут размещаться самые разные вещи: от скуки до неистового полета фантазии и воображения, эмоции от страха чистого листа до гнева на художника.

Ну и в-четвертых, я много думаю о границах перформанса: где он начинается, а где заканчивается. Мне кажется, что вот этот час насыщенного взаимодействия в процессе создания текста на материальном носителе, — это некоторая кульминация перформанса, а начинается он гораздо раньше, еще до того, как рассказчик и художник договорились встретиться. И рассказчик, и художник как-то готовятся к тому действу, которое будет происходить, и мне интересно, что происходит в этом процессе. И потом, когда перформанс уже произошел, и у рассказчика, и у художника есть какой-то свой постпроцесс обдумывания и осмысления случившегося. И для меня это тоже важный процесс и наверное, важная часть перформанса.

Вот такой у меня рождается отклик-на-отклик, и это для меня тоже важная часть перформанса: во взаимодействии мне открывается что-то новое о том, что я делаю как художник, а я, в свою очередь, открываю это вам, создавая и публикуя этот текст.


Метки:

Опубликовано 17.12.2015 xiii в категории "Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *